НМО 98-08-40-1

 

СКАЧАТЬ АУДИОФАЙЛ

 

Новгородская обл, Мошенской р-н, Ореховское СП, д. Горницы

К. Маслинский, М. Мальгина, И. Назарова

 

Барканова Валентина Константиновна, 1933, 4 кл., местная

 

#00:00:00-0#

Поет:

Шёл мой миленький дорожкой,

Дорожкой, мальчик, столбовой.

А за ним глупая девчонка

Следочком сзади бежала.

Голосом ему кричала,

Платочком беленьким машу.

Аленький ты мой цветочек,

Зачем так скоро подзавял?

Миленький ты мой дружочек,

Зачем от девушки отстал?


#00:01:11-1#

У инф-ки потерялся барашек; женщина пошептала, барашек нашелся.

Женщина заблудилась в лесу, экстрасенс помог ее найти.


#00:05:37-7#

Егорий – защитник скота; в Егорий выгоняют скот.


#00:06:18-3#

Дворовой не показывается людям, но будет мучить скотину, если хозяйка ее ругает.

Дворовой мучил скотину инф-ки. Инф-ка попросила прощения у хозяина: «Хозяин-батюшка дворовой, прости меня, возлю мою коровушку, накорми и напои, если ты не накормишь и не напоишь, мне не накормить, не напоить» (кусок хлеба с солью положила корове в кормушку).

В хлев нельзя заходить с непокрытой головой, в хлеве нельзя ругаться, вспоминать нечистого.

Просят прощения у дворового, пятикопеечную монету суют под девятую потолочину в хлеве, говорят: «Одарю тебя хлебом, солью и монетой золотой!» Вместо золотой монеты кладут медную: «Главное – смысл и вера, что ты это делаешь от души. А так, если ты не от души делаешь, никакой помощи не будет».

Везде есть хозяин: огородный, полевой, даже тепличный. Инф-ка по утрам здоровается с растениями: «Здравствуйте, мои хорошие!»

«Везде нужно разговаривать, и с растениями, и с грядками, и с картошиной, и с морковью – со всем нужно разговаривать, тогда все хорошо растет».

Нельзя браниться, особенно за столом.


#00:11:18-8#

Говорят, что зло вернется в семикратном размере, поэтому на зло нельзя отвечать злом. Лучше мысленно скажи: «Всё свое возьми себе! Мне твоего не надо».


#00:12:24-8#

Когда вводят новую скотину в хлев, говорят: «Хозяин-батюшка дворовой, под твою защиту!»

«Чем больше веришь, тем лучше получается».

В бане тоже есть свой хозяин. В четвертый пар в баню ходить опасно. В баню нельзя ходить поздно, в бане нельзя ругаться: «Вдруг тебе радикулит цапнет, и – баенник виноват!»


#00:06:18-3#

На святки девушки гадали в риге (волосатая рука – выйдешь за богатого, гладкая – за бедного). Парни спрятались в риге, подшутили над девушками.

На крестах снег пололи: «Полю белый снег – снег не полется, залай-залай, собачка, в любимой стороне у свекра на дворе!»

Гадали с зеркалами. Знакомый парень покажется спиной, а незнакомый – лицом. Девушка увидела в зеркале медведя, ее муж как медведь к ней относился.

Говорят, что гадать грех: «надо мириться со всем; что дано свыше, то твоё».

На Иванов день загадывали на 12 цветов.


#00:23:18-7#

Есть такие места, где может привидеться.

Женщине в том месте, где черти водили пьяных, привиделся умерший муж. Она прочитала «Воскресную молитву» – муж исчез.


#00:26:11-7#

Черти могут затащить человека в петлю; нельзя думать о самоубийстве.

У некоторых людей жили черти. Черти много работали, могли удавить человека, если он не даст им работы. Такие люди не могут умереть до тех пор, пока не передадут чертей.

Женщину черти затащили в печку.

Свадьбу испортили, пожилая женщина села к молодым, вместо молодых вылетела из саней и сломала руки: «бабка приняла всю беду на себя».

Парень гулял с одной девушкой, а женился на другой. Его испортили, сделали на истребление рода. Если сделали на смерть, отделать уже нельзя. Колдуны бывают более сильные и более слабые.

Колдун портил свадьбы; мог загнать теленка на крышу.


#00:35:41-5#

Название деревни Горницы: барыня проиграла этот участок земли в карты, новый барин переселил в деревню своих крестьян и дал им волю; им хорошо жилось, соседи завидовали: «Ну чего им жить, такие горницы настроены!»

Жителей деревни Горницы прозвали японцами: «Они живут, как японцы, у них и дань не собирают, живут богато и хорошо».


#00:37:43-5#

Шла литва, грабили народ; остались сопки (могилы).