Новгородская обл., Мошенской р-н, Ореховское СП, д. Бородино
К. Маслинский, И. Назарова, М. Мальгина
Козырева Екатерина Николаевна, 1915, 2 кл., местная
#00:00:00-0#
Господь может прибавить или убавить век.
Самый большой грех – обижать людей.
#00:02:26-6#
Соседка жрала инф-ку, сплетничала о ней. Инф-ка помолилась Богу: «Господи! Что ей руки да язык не отсохнет, да ноги!» – вскоре соседка заболела и умерла.
#00:03:29-7#
Инф-ке приснилось, что соседка (колдунья) горит в огне.
#00:04:36-5#
Инф-ка молится не за себя, а за других людей: «Дай, Господи, всем людям, чтобы было хорошо бы только… Одной ведь хорошо жить, дак неинтересно, а всем было бы хорошо, всем бы весело и было».
«Жизнь прожить – не поле перейтить».
#00:06:47-0#
Богородица родила не от батьки, не от какого дядьки, а от Господа Бога. Христос исцелял людей, его распяли, Господь его воскресил.
До Христа люди грешили, «своих детей резали да ели».
Кто не грешит, тому Господь дает вечную жизнь.
#00:09:08-7#
Когда человек умирает, рядом с ним ставят стакан с водой: душа покидает тело, «водичкой ополаскивается и улетает на небеса».
#00:09:52-4#
Господь награждает счастьем за добрые и наказывает за злые поступки.
Разрушать церкви – непрощеный грех: «Что церкву разорить, то девушку обесчестить».
#00:10:50-5#
Тому, кто убил собаку, 12 лет нельзя посещать в церковь.
#00:11:03-1#
Раньше хлебный колос был во всю соломину. Господь стал чистить колос, собака попросила оставить ей хлеба: «Вот это нам-то колосок у Господа Бога и оставлен, собака попросила».
#00:11:44-4#
Кто убьет 12 змей, тому просят грехи.
Мертвую змею нельзя вешать на ветки, ее следует оставить на земле: «Грех… она не заслужила – высоко ее повесить, ее надо в землю закопать».
#00:12:36-9#
Князю предсказали, что он умрет от жеребенка. Через 20 лет князь пришел на могилу жеребенка, из его черепа вылезла змея и укусила князя – «вот от жеребенка как помер».
#00:14:30-5#
«Мы ничего не знаем… Говорят: мало знаешь, Господь с тебя и спросу меньше будет. А много будешь знать – тут тебя Господь спросит, что ты знал, что нельзя делать, а делал худо».
#00:14:54-5#
Об обмираниях: «Как смерть приходит к человеку. Она и берет его, а потом опять отпустит на скоко-то его, он вот поживет скоко-то, а всё равно скоро помрет».
#00:17:06-6#
Мужчина ругался матом на внучку, она потерялась; крестная нашла ее в сарае. Душа девочки была у ангелов.
Дети – это ангельские души, «ангельску душеньку никак нельзя худым <словом>; это уж которые матятся, к этим, верно, не пристает, а к ангельской душеньке нельзя проклинать».
#00:20:06-9#
Чудотворцы – как святые, «творили только хорошо… страдатели, кот-е за Боженьку боролися».
#00:21:50-8#
«Господь милостливый… мы вот Господа не видали, и черта не видали, нам он никакого худого… Господь вот нам дает всё хорошо».
#00:22:28-5#
Мать инф-ки заругала корову, ей привиделись дети.
Нельзя ругаться черной бранью ни на людей, ни на скотину.
#00:24:29-8#
«Это вот Господь – мы его не увидим никогда, а вот может та же птюшечка прилетит ко мне на окошко, а может это как Христос-то и прилетит? Что заслужишь, что и увидишь. Если будешь худо, дак тебе уж хорошо-то не будет, не привидитсы. А худо только чего-нибудь может. А хорошо – дак к тебе Господь-то он прилетит, да на окошечке посидит».
#00:25:08-7#
Осина считается проклятым деревом, так как осиновые листья дрожат, но «дерева – оны все стоят непроклёнуты, кто его проклянул? Это пустые наши разговоры».
#00:26:12-6#
Кроту Господь запретил ходить по дорогам, так как он не строил дорогу.
Ястребу и вороне нельзя пить из лужи, только с листьев: они не копали ручьи.
#00:27:30-6#
Шла литва, в сопках похоронены люди; там находили пуговицы.
#00:29:23-8#
Будет конец света, солнышко померкнет; родится новый народ; сейчас многие гибнут.
#00:30:28-2#
Сын инф-ки богохульствовал («Ебал я твоего Бога!»); разбился на мотоцикле.
#00:33:24-9#
Зачем плакать по умершему? Мы все там будем.
Священник просил похоронить его так, «чтоб по мне ходили». На его могильной плите написано:
Живите, жена и дети,
Вся вам благодать,
Вы меня не ждите,
А я вас буду ждать.
#00:34:14-8#
В образе умершего может прийти болезнь. Умерший может забрать с собой живого: следует молиться и матить худым словам.
#00:37:58-7#
Колдуны насылали на людей порчу.
Умершего колдуна нашли в лесу: «Вот куда уведена он несвятой-то силой».
Несвятые просят работы, их следует передать перед смертью.
Колдуны портили свадьбу.
Чертям рассыпали льняное семя.