Тверская обл., Андреапольский р-н, Луговское СП, д. Жукопа
М.Л. Лурье, А. Филиппова, Н. Кузнецова, А. Исмагулова
Лученкова Юлия Ивановна, 1926, среднее техническое обр-е, род. в Брянской обл. (здесь с 1958)
#00:00:00-0#
Докучная сказка: дед вырыл свинью сивую, сказал: «Поцелуй меня в попу силою!»
(опубликовано, расшифровку см. ниже).
#00:00:36-8#
О жителях деревни Горожанка Брянской области.
Как горожанцы сеяли соль, ловили сома, ездили в Москву.
(опубликовано, расшифровку см. ниже).
#00:05:12-4#
Поет:
За грибами в лес девицы
Гурьбой собрались.
Как дошли до чащи леса,
Так и разбрелись.
Как дошли до чащи леса,
Так и разбрелись.
Ходят, ищут, собирают,
Топчут лист, траву,
А по лесу раздается
Громкое «ау»,
А по лесу раздается
Громкое «ау».
Одна грибов не собирает
И цветов не рвет.
Об одном она мечтает:
Скоро ль он придет.
Об одном она мечтает:
Скоро ли придет.
Вдруг в кустах раздался шорох,
Бедная дрожит,
Перед ней красивый парень
Молодой стоит.
Перед ней красивый парень
Молодой стоит.
«Ждешь ты, ждешь, моя родная,» –
Ласково сказал
И привлек ее в объятья,
Крепко целовал.
И привлек ее в объятья,
Крепко целовал.
«Не целуй меня, желанный,
Жизнь мне не губи,
А другую, городскую
Лучше полюби.
А другую, городскую
Лучше полюби.
Сам ты знаешь, я не стою
Быть твоей женой.
Опозоришь и покинешь
Круглой сиротой.
Опозоришь и покинешь
Круглой сиротой.
И семья твоя со света
Белого сведет,
И никто, никто в деревне
Замуж не возьмет.
И никто, никто в деревне
Замуж не возьмет. –
Не покину, дорогая,
Я люблю тебя.
Придет осень, я приеду,
Возьму за себя.
Придет осень, я приеду,
Возьму за себя».
Вот прошла уже и осень,
Бедная все ждет,
Под ее больным сердечком
Малютка растет.
Под ее больным сердечком
Малютка растет.
И боясь позора
Грозного отца,
Она накинула шубенку
И в лес пошла.
Она накинула шубенку
И в лес пошла.
На поля-а-ане
Деревце стоит,
А на той большой березе
Девица весит.
А на той большой березе
Девица весит.
Пояс шелковый ей туго
Шею затянул,
Перстень, другом подаренный,
На руке блеснул.
Перстень, другом подаренный,
На руке блеснул.
Повесилася девка.
#00:09:40-3#
Сказка-анекдот: поп и дьякон прятали в церкви украденную лошадь.
(опубликовано, расшифровку см. ниже)
Расшифровки:
(…Не очень хорошая.) Жили дед и бабка. Была у их ледяная хатка. Дед перднул – лед треснул. Бабка бзднула – хатка потонула. «Дед, бери лопатку, перенимай(?) хатку!» Дед рыл-рыл, рыл-рыл… – это бабка мне рассказывает так, – вырыл свинью белую. Рыл-рыл, рыл-рыл, вырыл свинью серую. Потом… нет, черную. Потом рыл-рыл, рыл-рыл, вырыл свинью сивую. А потом говорит: «Поцелуй меня в попу силою!» И всё, и сказки мои закончились. И я больше бабке не надоедаю.
Жили рядом два соседа, и кумовья они… И вот они решили… кум… собрались, там, сидели на посиделке, или друг у друга. «Знаешь, – говорит, – что? Ну, всё мы сеем, на земле на своей. И пшеницу, и гречиху, и просо, и картошку сажаем. А что мы, – говорит, за солью в Бахмут ездим? Давай мы, – говорит, – посеем соль! Посеем загон – ну, участок, там, свой. И будет у нас там своя сольня, не будем мы больше никуда ездить». Ну и вот они решили, вспахали. А как? А этот говорит, другой: «А так. Вспашем, как под рожь осенью, и под осень, осенью посеем, под зиму». Ну, посеяли рожь. Эту рожь – соль-то. Ну, потом весной, когда уже снег растаял, уже пора ж соли всходить, ну, пошли они смотреть эту соль. Приходят на загон – ничего не видно. Пусто. Голая земля. Соли нет. А по этому загону след волчиный. «Давай, – говорит, – соль взошла и пошла. Во, видишь след? Давай пойдем, – говорит, – по этому следу, мы ее найдем, где она». Ну, и шли, шли, пришли к волчиной норе. Ну, один говорит: «Кум, лезь туда, в нору!» Ну, тот и полез. Залез вот так вот, и долго не вылезает оттуда. Тот стоял-стоял, стоял-стоял, потом дерг его вот оттуда. Смотрит. У кума нету головы. «Не знаю, – говорит, – была у кума голова, или не. Пойду у кумы спрошу». Приходит домой и спрашивает: «Кума, чи была у кума голова, чи не?» А та покачала головой: «Як кисель хлебал, борода ж тряслася». (…)
Как только едут <горожане?> с другого какого-нибудь села: «Ну как, горожанцы, у вас нынче соль уродилась?» А они гречиху сеяли, а их всё этой солью донимали.
Потом как сома... Речка у них там, Гудуха(?). И вот они ловили сома. А в этой Гудухе, бывало, как... Раньше ж мостов не было, таких, в деревнях переезжать. Ну, ездили вброд, и там, значит, топились кони. Ну, и вот они, значит, через эту Гудуху ехали, и там лошадь утопилася, а потом два собрались тоже так кума: «Пойдем, – говорит, – половим рыбки!» И поймали конскую ногу. «Кум, – говорит, – поймали сома!» А там (нрзб) большая конская нога. Потом что они еще там делали, я забыла…
Собралися два кума: «Поедем в Москву!» Запрягли коней, и с полдня поехали. Ехали-ехали, ехали-ехали по дороге. Уже темнеет. Ну, поставили лошадей, отпрягли, и поставили оглобли по направлению, куда они едут. А сами, значит, улеглися там где-то спать – на телегах или под телегой – не знаю. Под телегой неловко ж: телегу разворачивать. Ну, а какой-то чудак шел, видит, что: ага, это едут, направление направлено. Развернул ихние дроги и оглобли туда, назад. Поднялися утром, запрягли коней и поехали. И быстро ж они приехали – с полдня так приехали. «Ой, кум! Москва – як наша Горожанца!» Приехали домой – и Горожанку свою не узнали! Говорит: «И кума твоя вон воду берет». Да как это так получилось, что, это самое, вот им чуть подчудил какой-то… Вот какие смешные были. Приехали, и говорит: «Москва – як наша горожанца! Только, – говорит, – трубы пониже и грязь пожиже».
(А где эта Горожанка находится? – соб.)
А это в Суземском районе. Километров десять от Суземки. Село там такое отгрохано сейчас, что всё. Богато живут люди. Ну, вот такие были простечки…
Поп служит в церкви, и он читает. А дьякон вышел на паперть – дьякон же тоже службу ведет - и читает проповедь: «Православные христиане, под церковью и-го-го!» А поп: «Дьякон-дьякон, ты там не бякай, продадится - и табе дадится",- значит, лошадь спрятана была украденная. (…) «А нам!- они так вот, как "аминь" поют вот в церкви. – А нам?» А поп говорит: «Припадка вам!»
Опубликовано:
Баршевич Д.В., Пономарева В.А. Анекдотические сказки в новых записях (Из фольклорного архива Академической гимназии) // Традиция в фольклоре и в литературе: Статьи, публикации, методические разработки преподавателей и учеников Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета / Ред.-сост. М.Л. Лурье. СПб., 2000.