Тверская обл., Торопецкий р-н, Пожинское СП, д. Пожня(?)
М.Л. Лурье, К. Маслинский
Давыдова Вера Давыдовна, 1911, местная
#00:00:00-0#
Поет свадебные песни:
«Взъезжал князь молодой на крутую гору...» (жених едет за невестой)
«Где же ты Ванюшка, где же ты побувал...» (жених едет за невестой)
«А кто ж у нас гость большой…» (за столом жениху)
«А кто ж у нас вумненький…» (за столом невесте)
«Березничек листоватый…» (песня на заказ: неженатому парню)
«Как же тебе, Ванюшка, на стулу сидети…» (песня на заказ: любому женатому)
«Ох ты, ель моя, елушечка…» (накануне свадьбы, если невеста сирота)
#00:18:30-3#
Поет:
Вдоль по улице Кавказа
Рассизой орел летал.
Он летал перед войсками –
Наш народный комиссар.
Он с походым нам проздравил
И отдавал строгий приказ,
Чтобы были у вас, братцы,
Рюжьи новые в руках.
Ружьи новы, шашки остры
И револьверы и кобурах.
Мы поедем за границу
Бить картечью во врага.
Часть побьем, часть перестреляем,
И остальных во плен возьмем.
Черный ворын, черный ворын,
Что ж ты вьешься надо мной?
Ты добычи не добьешься,
Но я еще солдат живой.
(Раньше играли еще любовные песни. И знаю я ту песню – вот тоже знаю песню старинную, играли этой, в концертах играли раньше песню).
#00:21:58-4#
Слова песни:
…Муж над малюткою,
Мать в сырую могилу легла.
После матери отец дочь любил,
Но недолго должны считать(?).
Он нашел себе жену новую:
«Надя, Надя, вот будет нам мать».
Неродная мать ненавидела
Малолетнюю крошку сперва,
И ничем она не обидела,
Только мужу задачу дала:
«Ты убей ее или в приют отдай,
Только сделай всё поскорей!
Но не сделаешь, я войду(?) от вас,
Мне одной будет жить веселей.
Мысль зверская вошла в голову,
И не стал отец дочку любить…
Мысль зверская вошла в голову,
И ершил зверь-отец дочь убить.
Жаркий день стоял, духота кругом,
На могилку ребенка стал звать.
Не хотелося ей идти с отцом,
Но хотелось проведывать мать.
Подошла к отцу, лицо бледное,
Он так быстро хватил, начал жать:
«Ох, ты дочь моя, знать, судьба твоя,
Что вместе с мамой в могилы лежать».
Може я два слова уже я и позабыла. Это вот и есть самая песня, что… (Да, хорошая. – соб.) Эту песню я еще когда была молодая, в единоличности это было дело, у нас стоял такой… ну, какой-то человек, хороший был такой. И он эту песню сам складал, вот эту песню он сам складал. У его так было случивши. У евоновой сестры так это было слу… И он эту песню, вот у нас живши, всё складал эту песню сам. Это вот евонову сестру убил муж, и вот он был вечером, всё, и он эту песню сложил. Всё сам.
#00:24:27-4#
Старик предсказал красивому солдату, что он женится на некрасивой девушке; предсказание сбылось. Наверное, это был не старичок, а Бог.
#00:26:35-5#
Поет свадебные песни:
«Как в нашей новой горенке…» (подбоярки с невестой ждут жениха)
«Как у Нюры бел платок…» (девушкам за столом)
#00:35:41-8#
Слова песни:
Напрасно, девица, страдаешь,
Напрасно думаешь о нем.
Напрасно день и ночь мечтаешь
О друге милом о своем.
Он, девушка, тебя не любит,
Он любит карты и вино.
Тебя тоска сведет в могилу,
Ему, бродяге, всё равно.
Когда ты плакала, он смеялся,
Ты грустила – он шутил.
Шутя, в любви тебе признался,
Шутя, тебя он полюбил.
Не верь (нрзб)
Всё твердила она,
Потом через из-за любови заболела
И скоро-скоро умерла.
Горели свечи восковые,
Гроб черным бархатом обит,
Родные (нрзб) рыдали,
(Нрзб) в гробе крепко спит.
На ней одето бело платье,
Головка убрана в цветах –
Навеки девица уснула,
Застыли слезы на глазах.
Но перед нею на коленях
Склонивши мальчик молодой,
Он шепчет бледными губами:
«Прости, что сделал я с тобой!
Я знал, что ты меня любила,
И крепко я любил тебя,
Но что поделать, раз могила
Нас с тобою развела».
#00:37:18-6#
Поет масленичные песни:
«Как у Саши жена небылица…» (не до конца)
«Мы Масленицу дожидаем…» (не до конца)
Жгли Масленицу, пекли блины. Мазали дёгтем ворота нечестной девушки.
#00:45:00-7#
Отец инф-ки гулял с одной девушкой, вышел за другую. Когда поехал за невестой, то заблудился – пришлось обратиться к колдуну.
#00:46:17-6#
Место, где чудилось.
Если чудится, следует ругаться матом.
Отцу инф-ки привиделась крестница.
#00:48:42-3#
Чудилось на том месте, где на Пасху до начала службы провалилась церковь, остался один крест. Это место называется могильники.
#00:51:50-1#
Некрещёному не представляется (не чудится).
#00:52:27-3#
Умершая мать приходила кормить ребенка. Невестка увидела это и рассказала свекрови – умершая мать прокляла невестку. Ребенок и невестка вскоре умерли.
#00:54:46-3#
Сын мешал матери печь блины, она его прокляла («Будь ты навек проклят!»); ребенка забрали шуты. Сосед увидел ребенка, но когда подошел к нему, мальчик исчез. Тетя мальчика молилась Богу. В полдень («в обед, в 12 часов – это как в двенадцать часов ночи, это всё равно») она пошла в лес, там встретила мальчика, перекрестила его и привела домой.
Проклясть ребенка может только мать.
#00:58:33-9#
Роженица с повитухой пошли в баню, на каменку прыснули воды со словами: «Пар паром, а черти из бани!» Из бани выскочили прятавшиеся там воры.
#00:59:53-2#
Пьяному соседу привиделось, что он идет с другом; зашел в болото.
«Раньше всё представлялося, но когда уже мы стали, не стало представляться».
#01:02:42-4#
Мужчина обмер, священник отказался его хоронить; через три дня мужчина проснулся. Этот мужчина знал, когда умрет. Ему нельзя было произносить одно слово. Священник спросил его об этом, мужчина ему ответил: «А скажи ты мне, с чего ты начинаешь обедню служить? Вот скажи ты мне – скажу и я тебе».
#01:05:16-2#
Братья нашли клад.
Соседке приснился клад.
Женщине привиделся клад в образе желтой кошки. Чтобы получить клад, следовало хлестнуть кошку нательным крестом(?).
Мужчине достался клад, кот-й был положен со словами: «Кто мои деньги возьмет, чтоб остался без ног, чтоб ноги болели». У мужчины отнялись ноги.
#01:10:18-9#
Домовой спит в ногах у человека.
Когда переходят в новый дом, говорят: «Талан мой, пошли со мной, а то мне без тебе будет плохо и скучно!»
«Ты свой талан никогда не бросай там, где пожил. Всегда бери с собой. И ему скучно без тебя, и тебе будет скучно без него. Если он хороший домовой, он тебе делает то, чтоб тебе было хорошо. Ты спать лягешь – ты не знаешь, он у тебе всё равно в ногах спит, ты не думай. Да. Вот ты другой раз вот так спишь, например, и что-нибудь тебе, ног не протянуть, тяжеловато – это ты его спихиваешь, он на ногах спал, ты его спихнул. Это не то, что какое шутка, это на самом деле – в каждом доме домовой. В каждом доме. Иной живет, если ты его проклинаешь, бранишь, он тебе худо делает. А если живешь нормально, и он с тобой нормально. Он всегда около тебя».
Молодые не ладили. На новоселье муж сказал жене: «Моя Верушка, в новый дом переходим, может быть, этот шут в этом старом останется?» Зашли в новый дом, слышат: «А я уже тут!»
Во дворе живет невидимый дворовой гад, он ласкает и гладит скотину.
Во сне домовой душит – вестит; к неприятностям.
#01:16:52-9#
Инф-ке приснилось, что она заблудилась в лесу. Вскоре отец выдал ее замуж за пьяницу. «Все такой лес нехороший, кривой какой-то, неровный. Вот так и получилася».
#01:19:50-3#
Мачеха велела отвезти падчерицу зимой в лес. Падчерица говорила: «Ой, мороз-мороз, да не Бог ли тебя на меня нанес?» – Бог одел и обул ее. Мачеха отвезла в лес свою дочь, та говорила: «Ой, мороз-мороз, да не черт ли тебя на меня нанес?» – черти ее раздели, и она замерзла. «Это не мороз трещал, а это Бог. Это Бог был там».
#01:22:40-6#
На святки рядились лошадью, лосем, шутом, покойником; женили молодых; пекли блины; три невесты; медведь; Расщепиха; ситец мерили.
(опубликовано: Лурье М.Л. «Раз святки - значить святки» (Два рассказа о ряженых на святочной посиделке) // Судьбы традиционной культуры: Сборник статей и материалов памяти Ларисы Ивлевой. СПб, 1998. С.314–321).