Ленинградская обл., Бокситогорский р-н, Самойловское СП, д. Угол
А.В. Тарабукина, И. Сотниченко, С. Переслени
Добрякова Александра Яковлевна, 1922, среднее, род. в Окуловском СП (здесь с 1952)
#00:00:00-0#
Инф-ке приснилось, что мать сшила ей платье; сон сбылся («сон в руку»).
Сны сбываются на среду и на пятницу, воскресный сон – до обеда или в течение недели.
#00:01:06-0#
На Егорий пастух обходил стадо с решетом и хлебом, опоясывался веревкой, брал топор, хлыст, читал молитву: «Пресвятой Великомученик Победоносец Георгий! Спаси и сохрани мое стадо от зверя, от гада, от худого глаза, от злого языка!» Чтобы коровы давали больше молока, он ставил рябиновые прутики в то место, где летом не высыхает земля.
#00:03:59-6#
У некоторых людей были черти, кот-е помогали искать скотину.
Если скотину выпустят, не благословясь, она может попасть на худой след.
Колдуны должны передать знания, иначе им тяжело умирать.
Женщина ругала детей, дети потерялись. Были у дедушки, слышали и видели тех, кто их искал, но не могли показаться людям. Если бы детей не нашли в течение 12 суток, они бы погибли. Колдунья вернула детей.
#00:07:31-5#
Умершая женщина ходила к родственнице инф-ки в образе козы; это была нечистая сила. Родственница пошла на ее могилу: «Чем ты недовольна? Я все выполнила, что ты мне приказывала!» Покойница больше не приходила.
Чтобы покойник не приходил в дом, у порога положили топор и чертополох, закрыли окно; услышали: «А-а, догадались!».
#00:11:39-4#
Есть нечистая сила, домовые, дворовые, лесовики, банники. Женщина мылась в бане последней, услышала, как покатились камни – испугалась и голая прибежала домой.
«Хозяин, хозяюшка, малые детушки, дедушка с бабушкой, простите меня, Христа ради, в чем я провинилась, в чем я проступилась! Не обидьте, понавидьте(?) мою скотинку, как родились, так бы и плодились!»
Когда идешь в хлев, следует три раза кашлянуть и сказать: «Господи, благослови!»
Когда святишь корову, следует обрезать часть хвоста и просунуть его под матицу: «Как эта матица плотно лежит, так чтобы моя коровушка Галинька-матушка плотно хозяина и двора держалась!»
#00:15:48-5#
Женщина попала на чужой след, заблудилась в лесу.
#00:17:01-8#
На Крещенье гадали: ходили на кресты, снег пололи («Полю-полю снежочек на своей сторонушке, ты залай-залай, собачка, на чужой сторонушке!»), ложки морозили (ложки бросали в снег, ложка ляжет ямкой вверх – к неприятностям).
#00:19:04-4#
На Иванов день ломали ветки рябины, говорили: «Иван-да-Марья, рябинку ставлю, в озере купаюсь, по росе катаюсь!»
#00:19:55-1#
«Большие собаки лают, маленькие перенимают».
#00:20:11-0#
От Пасхи до Вознесенья 40 дней Иисус ходит по земле в образе старичка.
Женщина работала, Бог шел мимо, сказал: «Божья помощь!»; женщина ему ответила, что ей недосуг; с тех пор женщинам век недосуг.
#00:22:22-9#
Когда человек рождается, рядом с ним стоят святые и несвятые: кто кого переможет.
На черепе у человека написано, сколько лет он проживет (сколько на роду написано).
Инф-ка верит «не в душу, а в сердце».
#00:24:19-6#
Грешники пойдут в ад, праведники – в рай, а мы все грешники.
Самый страшный грех – осмеять человека.
Аборт делать грех: «Уж если зародился, так надо рожать… Бог дал роток, так даст и кусок».
#00:25:46-2#
Раньше жили бедно, но воспитывали детей в строгости: «С Божьей помощью мы не дураки живем… дай, Господь, каждому жить, как мы прожили».
#00:29:34-3#
Инф-ка не верит гадалкам: «Цыган не соврет, так не проживет».
#00:30:10-9#
Инф-ка долго не могла поверить в непорочное зачатие.
Богородица родила Христа в овчарне.
#00:33:15-1#
Если к пасхальному яйцу не прикасаться, оно будет храниться год.
#00:34:40-9#
Конца света не будет: «Последняя тысяча велика и мала, светопреставления не будет». Солнце еще хорошее, а конец света будет тогда, когда перестанет светить солнце (так говорили ученые в телепередаче).
#00:36:00-5#
Об исцелении от икон: это самовнушение.
Инф-ка целовала камень, чтобы у нее не болели зубы.
#00:37:17-8#
На Крещенье утром вода святая; крещенской водой умывают больную скотину.
#00:38:33-6#
Раньше были люди, которые насылали порчу.
#00:40:28-5#
В 30-е годы были гонения на церковь, говорили: «Церковный звон для старух да для ворон». Стихи про попа: «Он, пыхтя от объеденья, / Бьется в церковь, как медведь. / Крякнул громко, без стесненья, / Рожа красная, как медь».