ЛТК 98-03-13-1

 

СКАЧАТЬ АУДИОФАЙЛ

 

Ленинградская обл., Тихвинский р-н, Коськовское СП, д. Новинка

М.Л. Лурье, Н. Кузнецова, О. Иванова, В. Пономарева

 

1: Болызня Клавдия Яковлевна, 1920, 3 кл. род. в Ладвушах (здесь с 1954)

2: Вишневская Тамара Дмитриевна, 1930, ср. спец., живет в Тихвине

3: муж., нет данных

 

#00:00:00-0#

У односельчанки есть черти.  

Колдунья обошла стадо, после этого все коровы стали хорошо доиться и не уходили далеко.


#00:00:58-8#

Есть три минуты в сутках: если в эти минуты ругать корову или ребенка, они потеряются.


#00:01:38-7#

Ребенок нашел в ручье 10 копеек и заблудился в лесу; вероятно, монету кто-то подбросил; ребенок вернулся домой только на третьи сутки.


#00:02:35-9#

Если человек ушибся или упал, на этом месте в лесу следует оставить монетку и попросить: «Хозяин с хозяюшкой, с малым детушком, я вам отдар принесла, а вы дайте мне здоровья!»

В избе тоже есть хозяин с хозяюшкой.

Выходя из бани, следует трижды сказать: «Спасибо, хозяин с хозяюшкой, на парной баенке, в баенке намылись! В баенке на стояньице, а нам на здоровьице!»

Чтобы хозяин любил скотину, говорят: «Хозяин с хозяюшкой, с малым детушкам, я вам отдар принесла, а вы дайте моей скотинке здоровья. Детушкам крупу на кашки, а вам денежек на расходы» – в тряпку кладут крупу, бросают три или пять копеек наиспашку (от себя) на двор.


#00:04:52-3#

Женщина заблудилась в лесу; ее отделали.

Чтобы вернуть заблудившегося в лесу человека, следует отрезать с двух краев две кромки хлеба и сложить их: «Помяни, Господи, рабу Божью <имярек>» – хлеб кладут у икон.

Бабка сбранила внука («Черти бы тебя взяли!») – он три дня ходил по лесу; отделали.


#00:06:03-9#

Чертям дают работу вить из песка веревку.

У колдуна были черти, поэтому он сразу нашел спрятанную вещь.


#00:07:14-8#

Женщина заругалась в плохую минуту – видела чертей. Третья плохая минута в сутках – три часа дня.


#00:08:21-4#

Во Всеволожске черти таскали женщину, затащили ее под ванну, затем под диван.

У женщины были черти. Когда она умирала, попросила сырую картофелину. Черти заволокли ее под печь. Откусила картофелину – у нее выпали все зубы.

Одежду этой женщины после ее смерти сожгли, т.к. с одеждой колдуньи можно взять чертей.

Колдунья перед смертью отдала чертей дочери.


#00:12:14-0#

На Вдовом камне плясала вдова и оставила свой след (каблучок).

Названия камней: Батя-камень и Мата-камень.


#00:13:32-2#

Инф-ка расстелила плат на пути червонного гада и сказала: «На счастливого заходи!» Гад заполз на плат на три головы. Если его высушить, с ним можно заговаривать болезни.


#00:15:13-3#

Названия мест: Гнилка (ручей), Головановщина.

Спорный ручей: у ручья жили два брата, у них сорвалась веревка над ручьем, они начали спорить: «Давай свяжем! - А лучше давай так скажем!»

Место Пустынь(?): там раньше стояла церковь.


#00:18:12-4#

Ходили заветать на Ожово, «а никакого толка».


#00:19:24-3#

Тех, кто уничтожал иконы, убили на войне.


#00:20:19-9#

Пастуху с обходом нельзя перелезать через изгородь и видеть кровь.

Если подходишь к стаду, говори громко, чтобы не увидеть чертей пастуха, иначе корова погибнет. Люди тихо подошли к стаду и увидели мужичка с палкой – вскоре корову задрал медведь. Инф-ка видела, как пастух сидел на сосне и кричал: «Черти-чертенята, бесы-бесенята, идите пасть помогите!» Пастух с обходом увидел кровь: корову задрали звери.


#00:27:47-8#

Церковь сгорела от грозы, т.к. в ней держали капусту: Господь рассердился. Говорили, что церковь не сгорела, а улетела, что в горящей церкви кто-то кричал или ревел.

Мужчина разрушал церкви, а ему ничего не сделалось.

Мужчину, кот-й был в плену у немцев, прозвали немецкой дояркой.


#00:29:03-1#

Девушка тяжело заболела, врачи не могли ей помочь и посоветовали искать колдунью. В полдень она уснула на покосе, из ее рта выпрыгнула лягушка, затем запрыгнула обратно в рот. Девушку отвели к бабке, которая расстелила плат, на плат выпрыгнула лягушка. Девушка выздоровела.


#00:30:52-0#

Пастух не решался пасти коров в новом месте, бабушка обещала ему помочь, дала обход на ремень. Пастух приносил в лес мужчине две бутылки водки. Бабушка велела пастуху кланяться в ноги первому встречному, он встретил медведя и упал в обморок.

Когда пастух выходил в поле с коровами, он расстегивал ремень, когда шел домой – затягивал.


#00:35:00-4#

Заговор от кровотечения: «Господи Боже, благослови! Не (нрзб) царица родила Христа, чтобы тело не щемило, кости не болели, руда не текла. Ты, руда, встань, во веки веков (нрзб) у раба Божьего».

(Инф-ка узнала этот заговор от Любови Петровой, с ней интервью ЛТК 98-03-09-1).


#00:36:52-3#

Слова песни:

…Городе близ Заратове,

Этот город зовется Петровск,

Там жила семья небогатая,

Бледна мама была, точно воск.

Долго мучилась мать страданьицем

И покинула весь белый свет.

Он оставила двух детей своих

И дала им последний завет:

Милые деточки, спокидаю вас,

Оставляю на свете вас жить,

Не умоют вас, не оденут вас,

Вам придется раздетым ходить.

Схоронил отец одинокую,

И отец для детей стал чужой,

Он нашел себе женку новую

С злобным сердцем, с коварной душой.

И не раз, и не два говорит жена,

Что давай уничтожим детей.

Печку вытопим и сожжем мы их,

И без них будет жить веселей.

Так и сделали по словам ее,

Отец печку топник затопил,

Завязал в мешок сына младшего,

В раскаленную печку закинул.

«Милый папочка, - просит девочка, -

Завяжи мне от страха глаза,

Чтоб не видеть мне смерть ужасную

И проститься с тобой навсегда!»

Завязал глаза старшей девочке

И хотел только в печку бросать -

Тут увидела родна бабушка

И на помощь людей стала звать.

Собрался народ, спасли девочку,

Ну а мальчик-то мертвый лежал.

Все лицо его обгорелое,

Труд коварный людям представлял.

Сестренка девочка над ним склонилася,

И руками его обняла,

Долго плакала над братишкою

И отца проклинала она.

Эх, отцы, отцы, все жестокие,

Как не жалко своих вам детей!

Убиваете и сжигаете

Из-за мачехи подлой(?) своей.


#00:38:56-1#

После смерти человек до 40 дней стоит на посту, пока кто-то другой не умрет(?).


#00:40:18-9#

Инф-ке приснилось, что ей послали посылку, вскоре получила бандероль.


#00:40:26-9#

Муж инф-ки не верил бабкам, но однажды сильно ушибся, колдунья заговорила на вазелин, все прошло.


#00:41:03-1#

Осина – проклятое дерево.

«Рябининка – святая деревининка».

На рябину заговаривали зубы: «Рябининка-рябининка – святая деревининка, возьми мою болезнь, я тебя не ломать не есть!» – и грызли ее. Рябину нельзя ломать.

Иволга всегда вьет гнездо на березе. Гнездо иволги инф-ка клала младенцу под подушку, чтобы оно «всю нечисть от младенца собирало».


#00:42:19-6#

Найденная подкова помогает от нечисти и от болезней.


#00:42:34-6#

От сглаза животных обрызгивали водой.


#00:43:05-6#

Сушеным свиным пятаком лечили от свинки.


#00:43:39-5#

Умерший муж шесть недель ходил к жене, она начала сохнуть, ей посоветовали собрать стол. Покойник пришел к ней и спросил: «Что это? А я замуж выхожу. А за кого? А за родного брата. Да ты что, замуж за родного брата не выходят! А и мертвые с погоста не ходят! Догадалась!» – затопал и убежал.  


#00:45:06-5#

Женщине приснился крест и попросил взять его из старого дома к себе; в доме она нашла распятье, забрала его домой; вскоре голос во сне сказал ей, что она будет хорошо жить.


#00:45:55-4#

Женщина продала лук жадному человеку без наговора – у нее перестал расти лук.


#00:46:55-5#

Доярка ругалась на корову в такую минуту, корова потерялась; инф-ка отделала.


#00:47:46-5#

Женщина нечаянно похвалила корову и сглазила ее (съела, оговорила) – корова перестала доиться; отделали.


#00:48:35-6#

Инф-ке привиделся отец.