Ленинградская обл., Тихвинский р-н, Коськовское СП, д. Новинка
М.Л. Лурье, Н. Кузнецова, О. Иванова, В. Пономарева
1: Болызня Клавдия Яковлевна, 1920, 3 кл. род. в Ладвушах (здесь с 1954)
2: Вишневская Тамара Дмитриевна, 1930, ср. спец., живет в Тихвине
3: муж., нет данных
#00:00:00-0#
У односельчанки есть черти.
Колдунья обошла стадо, после этого все коровы стали хорошо доиться и не уходили далеко.
#00:00:58-8#
Есть три минуты в сутках: если в эти минуты ругать корову или ребенка, они потеряются.
#00:01:38-7#
Ребенок нашел в ручье 10 копеек и заблудился в лесу; вероятно, монету кто-то подбросил; ребенок вернулся домой только на третьи сутки.
#00:02:35-9#
Если человек ушибся или упал, на этом месте в лесу следует оставить монетку и попросить: «Хозяин с хозяюшкой, с малым детушком, я вам отдар принесла, а вы дайте мне здоровья!»
В избе тоже есть хозяин с хозяюшкой.
Выходя из бани, следует трижды сказать: «Спасибо, хозяин с хозяюшкой, на парной баенке, в баенке намылись! В баенке на стояньице, а нам на здоровьице!»
Чтобы хозяин любил скотину, говорят: «Хозяин с хозяюшкой, с малым детушкам, я вам отдар принесла, а вы дайте моей скотинке здоровья. Детушкам крупу на кашки, а вам денежек на расходы» – в тряпку кладут крупу, бросают три или пять копеек наиспашку (от себя) на двор.
#00:04:52-3#
Женщина заблудилась в лесу; ее отделали.
Чтобы вернуть заблудившегося в лесу человека, следует отрезать с двух краев две кромки хлеба и сложить их: «Помяни, Господи, рабу Божью <имярек>» – хлеб кладут у икон.
Бабка сбранила внука («Черти бы тебя взяли!») – он три дня ходил по лесу; отделали.
#00:06:03-9#
Чертям дают работу вить из песка веревку.
У колдуна были черти, поэтому он сразу нашел спрятанную вещь.
#00:07:14-8#
Женщина заругалась в плохую минуту – видела чертей. Третья плохая минута в сутках – три часа дня.
#00:08:21-4#
Во Всеволожске черти таскали женщину, затащили ее под ванну, затем под диван.
У женщины были черти. Когда она умирала, попросила сырую картофелину. Черти заволокли ее под печь. Откусила картофелину – у нее выпали все зубы.
Одежду этой женщины после ее смерти сожгли, т.к. с одеждой колдуньи можно взять чертей.
Колдунья перед смертью отдала чертей дочери.
#00:12:14-0#
На Вдовом камне плясала вдова и оставила свой след (каблучок).
Названия камней: Батя-камень и Мата-камень.
#00:13:32-2#
Инф-ка расстелила плат на пути червонного гада и сказала: «На счастливого заходи!» Гад заполз на плат на три головы. Если его высушить, с ним можно заговаривать болезни.
#00:15:13-3#
Названия мест: Гнилка (ручей), Головановщина.
Спорный ручей: у ручья жили два брата, у них сорвалась веревка над ручьем, они начали спорить: «Давай свяжем! - А лучше давай так скажем!»
Место Пустынь(?): там раньше стояла церковь.
#00:18:12-4#
Ходили заветать на Ожово, «а никакого толка».
#00:19:24-3#
Тех, кто уничтожал иконы, убили на войне.
#00:20:19-9#
Пастуху с обходом нельзя перелезать через изгородь и видеть кровь.
Если подходишь к стаду, говори громко, чтобы не увидеть чертей пастуха, иначе корова погибнет. Люди тихо подошли к стаду и увидели мужичка с палкой – вскоре корову задрал медведь. Инф-ка видела, как пастух сидел на сосне и кричал: «Черти-чертенята, бесы-бесенята, идите пасть помогите!» Пастух с обходом увидел кровь: корову задрали звери.
#00:27:47-8#
Церковь сгорела от грозы, т.к. в ней держали капусту: Господь рассердился. Говорили, что церковь не сгорела, а улетела, что в горящей церкви кто-то кричал или ревел.
Мужчина разрушал церкви, а ему ничего не сделалось.
Мужчину, кот-й был в плену у немцев, прозвали немецкой дояркой.
#00:29:03-1#
Девушка тяжело заболела, врачи не могли ей помочь и посоветовали искать колдунью. В полдень она уснула на покосе, из ее рта выпрыгнула лягушка, затем запрыгнула обратно в рот. Девушку отвели к бабке, которая расстелила плат, на плат выпрыгнула лягушка. Девушка выздоровела.
#00:30:52-0#
Пастух не решался пасти коров в новом месте, бабушка обещала ему помочь, дала обход на ремень. Пастух приносил в лес мужчине две бутылки водки. Бабушка велела пастуху кланяться в ноги первому встречному, он встретил медведя и упал в обморок.
Когда пастух выходил в поле с коровами, он расстегивал ремень, когда шел домой – затягивал.
#00:35:00-4#
Заговор от кровотечения: «Господи Боже, благослови! Не (нрзб) царица родила Христа, чтобы тело не щемило, кости не болели, руда не текла. Ты, руда, встань, во веки веков (нрзб) у раба Божьего».
(Инф-ка узнала этот заговор от Любови Петровой, с ней интервью ЛТК 98-03-09-1).
#00:36:52-3#
Слова песни:
Этот город зовется Петровск,
Там жила семья небогатая,
Бледна мама была, точно воск.
Долго мучилась мать страданьицем
И покинула весь белый свет.
Он оставила двух детей своих
И дала им последний завет:
Милые деточки, спокидаю вас,
Оставляю на свете вас жить,
Не умоют вас, не оденут вас,
Вам придется раздетым ходить.
Схоронил отец одинокую,
И отец для детей стал чужой,
Он нашел себе женку новую
С злобным сердцем, с коварной душой.
И не раз, и не два говорит жена,
Что давай уничтожим детей.
Печку вытопим и сожжем мы их,
И без них будет жить веселей.
Так и сделали по словам ее,
Отец печку топник затопил,
Завязал в мешок сына младшего,
В раскаленную печку закинул.
«Милый папочка, - просит девочка, -
Завяжи мне от страха глаза,
Чтоб не видеть мне смерть ужасную
И проститься с тобой навсегда!»
Завязал глаза старшей девочке
И хотел только в печку бросать -
Тут увидела родна бабушка
И на помощь людей стала звать.
Собрался народ, спасли девочку,
Ну а мальчик-то мертвый лежал.
Все лицо его обгорелое,
Труд коварный людям представлял.
Сестренка девочка над ним склонилася,
И руками его обняла,
Долго плакала над братишкою
И отца проклинала она.
Эх, отцы, отцы, все жестокие,
Как не жалко своих вам детей!
Убиваете и сжигаете
Из-за мачехи подлой(?) своей.
#00:38:56-1#
После смерти человек до 40 дней стоит на посту, пока кто-то другой не умрет(?).
#00:40:18-9#
Инф-ке приснилось, что ей послали посылку, вскоре получила бандероль.
#00:40:26-9#
Муж инф-ки не верил бабкам, но однажды сильно ушибся, колдунья заговорила на вазелин, все прошло.
#00:41:03-1#
Осина – проклятое дерево.
«Рябининка – святая деревининка».
На рябину заговаривали зубы: «Рябининка-рябининка – святая деревининка, возьми мою болезнь, я тебя не ломать не есть!» – и грызли ее. Рябину нельзя ломать.
Иволга всегда вьет гнездо на березе. Гнездо иволги инф-ка клала младенцу под подушку, чтобы оно «всю нечисть от младенца собирало».
#00:42:19-6#
Найденная подкова помогает от нечисти и от болезней.
#00:42:34-6#
От сглаза животных обрызгивали водой.
#00:43:05-6#
Сушеным свиным пятаком лечили от свинки.
#00:43:39-5#
Умерший муж шесть недель ходил к жене, она начала сохнуть, ей посоветовали собрать стол. Покойник пришел к ней и спросил: «Что это? – А я замуж выхожу. – А за кого? – А за родного брата. – Да ты что, замуж за родного брата не выходят! – А и мертвые с погоста не ходят! – Догадалась!» – затопал и убежал.
#00:45:06-5#
Женщине приснился крест и попросил взять его из старого дома к себе; в доме она нашла распятье, забрала его домой; вскоре голос во сне сказал ей, что она будет хорошо жить.
#00:45:55-4#
Женщина продала лук жадному человеку без наговора – у нее перестал расти лук.
#00:46:55-5#
Доярка ругалась на корову в такую минуту, корова потерялась; инф-ка отделала.
#00:47:46-5#
Женщина нечаянно похвалила корову и сглазила ее (съела, оговорила) – корова перестала доиться; отделали.
#00:48:35-6#
Инф-ке привиделся отец.