Вопросник по теме «Локальные культы. Сакральный ландшафт»

(составил О.Р. Николаев, дополнения и исправления К. Маслинский)

 

1. Почитаемые объекты природного происхождения

 

1.1 Культовые камни

 

Есть ли в окрестностях поселения особые камни: странного вида, формы; огромных размеров; с изображениями, надписями, отпечатками; почитаемые в народе; обладающие названием; находящиеся в особых (окруженных ритуальным и магическим ореолом) местах (например, "страшные" места); рядом с другими культовыми объектами (часовня, источник, жальник).

Местонахождение камня должно быть зафиксировано с предельной точностью (желательно приложить топографический план). У каких природных ориентиров находится камень: у воды (ручей, ключ, колодец и пр.); в низине или на возвышенности; у леса; у дерева; рядом с другими культовыми объектами; менялось ли на памяти жителей местонахождение камня; выявить первоначальное место.

Могут ли местные жители показать камень (если нет, то почему: исчезли ориентиры: дорога, деревня, заросло лесом; уничтожили во время мелиорации (например, свезли в болото)); ходил ли кто-нибудь искать камень после его исчезновения "из поля зрения"; Кто из местных жителей знает дорогу к камню;

Препятствовали ли местные жители уничтожению камня, были ли "наказаны" уничтожившие камень.

По возможности заснять камень; дать описание размеров и формы камня.

Изображения на камне:

- человеческий след (Христа, Богоматери, святого и др.); несколько следов, взрослый или детский - камни-следовики;

- следы животных, птиц ("петушиные" камни);

- углубления, сделанные в определенной закономерности (камни-"чашечники");

- крест;

- надписи;

- непонятные знаки.

Дать описание техники, с помощью которой выполнено изображение.

Выявить все варианты названия камней (могут различаться в разных деревнях).

Как объясняют местные жители происхождение камней и изображений на них.

Какие обряды совершались у камня, в какие праздники. Существовала ли традиция отдыхать у камня, если он находился при дороге. Что нужно было делать, проходя мимо камня: молитва, поклон, приношения. Не использовался ли камень в случаях ритуального прохождения (остановка похоронной процессии, свадебного поезда), с какой целью.

Имел ли камень магические функции (исцеление болезней); делали ли заветы у камня; каким образом использовался в целях исцеления (брали воду из углубления, соскребали мох и т.д.). Что приносили к камню в качестве завета или "дара": монеты, еда, шерсть, полотенца и др. Были ли запреты использовать культовые камни по бытовому назначению.

Связаны ли камни с нечистой силой: черти (например, черти горох молотили), русалки, леший, появление неопределенной нечистой силы - привиждения. Не считалось ли это место нечистым, "страшным", как нужно было оберегаться в таких случаях.

Называют ли информанты свою местность каменистой, как объясняют происхождения большого количества камней (ледник принес, литва принесла, с неба упали и пр.). Имеет ли "каменистость" какие-то границы, если да, то подробно зафиксировать описание этих границ.

 

1.2 Почитаемые деревья

 

Есть ли в окрестностях деревни особо почитаемые деревья или рощи. Есть ли деревья необычной формы (расколотые, раздвоенные, с дуплом и пр.); как местные жители описывают форму деревьев (например, "крестовые" сосны). Деревья, связанные с другими сакральными объектами: "провалища", место, где позже была построена церковь или часовня, на сопке, на жальнике. Есть ли названия у этих деревьев. Записать предания, связанные с почитаемым деревом: явление чудотворной иконы, эпизоды из жизни святых, исторических лиц. Есть ли запреты рубить дерево, сучья, ломать ветки. Почему нельзя (умрешь, заболеешь, навлечешь несчастья на семью). Употреблялись ли с магической целью сучья, ветки, листья. Какие обряды совершались у деревьев, по каким праздникам. приношения к дереву: еда, полотенца, детские распашонки завязывание тряпочек на ветках и пр. Почитались ли деревья, сожженные молнией, как.

Где находится или находилось почитаемое дерево. Точно определить место, сделать топографический план. Использовалось ли в качестве ориентира.

<Целесообразно параллельно выявлять информацию об использовании разных пород деревьев в ритуально-магической практике. например: почитание березы в троицкой обрядности,  очистительные функции можжевельника ("вереса"), деревья-обереги (рябина, осина), представления о "чистых" и "нечистых" деревьях (ср.: "на осине черт удавился, на ольху кровь пускал"); целебные свойства деревьев (закусить рябину - от зубной боли, стоять у дуба - чтобы ноги не болели и пр.). Выявить также мифологические мотивировки выбора пород деревьев для разных видов хозяйственных работ.>

 

1.3 Почитаемые источники

 

Есть ли в окрестностях источники, колодцы, почитаемые в народе. Определить их точное местонахождение. Связанные с ними чудесные явления: исцеления, явление иконы и пр. Как используют воду источника (для лечения каких болезней); есть ли определенные дни, когда нужно брать из источника воду.

Какие обряды совершались у источника, по каким праздникам. Не бытует ли рассказов о чудесном явлении святых на этом месте. Как совершается поклонение источнику: молебен священника, обрядовые действия, приношения ("заветы") - монеты, полотенца и пр., индивидуальные молитвы и др. Была ли традиция ставить часовню на месте почитаемого источника.

Бытуют ли рассказы о поругании источника. Какие существуют запреты, как "уходят" чудотворные источники и почему.

 

1.4 Почитаемые водоемы (озера, реки, ручьи).

 

Ходили ли купаться - святая вода, по каким праздникам, от каких болезней; если боялись купаться - почему:

водяной, засасывает, страшное, змеи с гребнем плавают и т. п. Мыли иконы, стояли в воде, окунались и т. п.; запреты на купание в определенные дни, запреты осквернять - их нарушения. Соседство с другими объектами (часовни, церкви). Этиология водоема или его специфических свойств (на месте провалившейся церкви, кто-нибудь утопился, церковь в озеро(реку) провалилась - теперь виден крест в воде или слышен звон и т. п.).

 

2. Объекты культурного происхождения

 

2.1 Часовни

 

Были ли в деревне часовни, сколько и где находились. По возможности выявить общее число часовен в пределах прихода. Как функционировали часовни, если их было несколько в деревне: разные функции, посвящены разным праздникам, принадлежали разным концам поселения. Какому святому или празднику посвящена часовня.

Выяснить тип часовни:

- обетные (строились "по обету"/"по завету" в случае падежа скота, неурожая, стихийных бедствий и др., а также по личному обету).

- придорожные (освящали опасный мир дороги, выполняли охранительную функцию).

- построенные на местах чудесных явлений (явленая икона, чудотворный источник, почитаемое дерево).

- памятные часовни (строились в память о важных событиях истории, знаменовали места, посещаемые святыми).

- часовни с социальной функцией (на пристанях, торгах, при торговых трактах и т. д.).

- кладбищенские (в них помещались тела покойников до погребения).

Какому святому или празднику посвящена часовня (престол); в случае обетных часто Фрол и Лавр, Никола, Василий, Параскева, Илья. Записать предания о построении часовни, легенды о явлении чудотворной иконы, рассказы о выборе места для строительства.

По каким праздникам совершались обрядовые действия в часовне: молебны, водосвятия, крестные ходы. Существовала ли традиция "класть заветы" в часовне: по обету приносить ритуальную пищу, шерсть, полотно и т.д. Как совершались эти действия, их результативность по народным представлениям, в каких случаях делали заветы (тяжелая болезнь, пьянство родственников и пр.). Была ли практика молений у часовни, не исцеляли у часовни бесноватых.

Что находилось в часовне: иконы, деревянные статуэтки, приношения и др. Когда можно было посещать часовню. Кто хранил ключи от часовни. Какова была техника строительства. Почему выбрана именно такая форма, сравнительные характеристики своей и соседних часовен; каков радиус почитания часовни.

Рассказы о разрушении часовни; существовавшие запреты (например, брать лес из часовни на строительство дома, строиться на месте бывшей часовни). Какие представления существовали о заброшенной часовне, о месте, где она находилась. Не считалось ли это место "не чистым". Были ли случаи "ухода" часовен под землю (ср. церкви) - мотивировки (поругание, грехи прихожан и др.).

 

2.2 Древние места погребений

 

Есть ли в окрестностях древние захоронения ("курганы", "сопки", "могилы" и т. п.). Определить их местонахождение, записать названия. Как трактуются курганы в местной традиции: могилы воинов,    павших во время Литовского разорения, турецкой войны, татарского нашествия и проч. (уточнить - свои или "чужие" воины захоронены в курганах; где происходило сражение: не обязательно на месте курганов); могилы первопоселенцев; богатырей; самозахоронения жителей; военные укрепления и проч.

Существует ли ритуальное почитание курганов: места совершения календарных обрядов (например, Масленица, Троица), что делали на курганах в эти праздники; особое почитание (например, бросание сена и сучьев на курган); существуют ли рассказы о привиждениях вблизи курганов - всегда или в определенное время.

Были ли запреты на распахивание курганов, сбор ягод на курганах, повреждение деревьев и проч.; последствия нарушения запретов. Есть ли представления о хранящихся в курганах кладах; были ли попытки разрывать курган, археологические раскопки; что было найдено в результате раскопок (часто кости, иногда огромные(!), нательные крестики и проч.), о чем это свидетельствует по мнению информантов.

Видны ли курганы в настоящее время, какие называют ориентиры. Может ли кто-нибудь из местных жителей показать дорогу.

 

2.3 Жальники (вепсское - колмешт)

 

Особенно актуально для Новгородской и Ленинградской областей. Как воспринимаются жальники в данной местности: как захоронения первопоселенцев, автохтонного населения (например, чуди), "заложных покойников". Где находится (как далеко от деревни, отношение к природным ориентирам - рекам, источникам, возвышенность или низина); знают ли местные жители о существовании жальников в других деревнях; является ли существование жальника обязательным для каждой деревни в этой местности. Чем выделяется жальник из окрестного ландшафта (в представлении местных жителей): высокие деревья (чаще ели, сосны), камни, возвышенность. Была ли на жальнике часовня, другие почитаемые объекты (культовые деревья, камни, источники). Существует ли ритуальное почитание жальников, к каким календарным моментам оно приурочено; какие ритуальные действия совершались на жальнике (молебны, заветы и др.). Существовали ли запреты на повреждение жальников: повреждение и рубка деревьев, сбор ягод и грибов и проч., каково "наказание" за нарушение запрета. Хоронили ли на памяти информантов кого-нибудь на жальнике (некрещеных детей, самоубийц и др.). Совершаются ли обрядовые действия в настоящее время, кто их совершает,"следит" ли кто-нибудь за культовыми объектами на жальнике.

 

2.4 Могилы святых и почитаемых в народе подвижников

 

Есть ли почитаемые могилы на местном кладбище, вне его. нет ли безымянных почитаемых могил (неизвестные праведники). Можно ли определить    могилу праведника ("земля растет"); не было ли чудес исцеления на могиле. Берут ли землю с могилы для исцеления. Как почитается могила: ходят по праздникам (каким); ходят в одиночку молиться; приношения на могилу и т.д.

 

2.5 Кресты

 

Есть ли в окрестностях деревни отдельно стоящие кресты. Каменные или деревянные. Где они находятся: на перекрестке, у дороги; на курганах (древних могилах); около церкви или часовни; внутри часовни; около домов и проч. Выявить функциональное назначение крестов:

- обетные (поставлен "по обету" в случае мора, бедствий и проч.);

- памятные;

- придорожные (предохранительная функция, как у часовен);

- ориентационные.

Совершались ли приношения крестам, какие; вывешивались ли полотенца, одежда на кресты; как включались кресты в местную обрядовую традицию: по каким праздникам ходили к ним; что делали, проходя мимо и проч.; использовались ли в магической практике: исцеления и пр., каким образом. Какие надписи есть на крестах; скопировать их в точности.

Как местные жители объясняют появление креста (поставлен на могиле погибших во время литовского разорения воинов, поставлен татарами, как обозначение прекращение наступательного движения, на могиле князя, богатыря, на месте провалившейся церкви, на пути "из варяг в греки"). Нет ли рассказов о самопроизвольных передвижениях крестов.

 

3. Объекты мифологического происхождения

 

3.1 "Провалища"

 

Есть ли в окрестностях места, объясняемые как место, где провалилась (ушла под землю) церковь (часовня, монастырь, город). Возможен "провал" дома или деревни (чаще всего дом проваливается за совершение хозяином страшного греха - продажа матери, нарушение духовно родственных отношений и пр.).

Где находится провалище, подробно описать все окружающие природные и культурные ориентиры. Как называется это место. Предания о происхождении провалища, чаще всего:

- церковь проваливается, поруганная эпическим врагом (в церковь въехали литовцы на лошадях);

- за грехи священника;

- так как в церкви на службе стояли грешники (женщины, делавшие аборты, колдуны и пр.);

- за совершение страшного греха кем-то из прихожан (идя на службу согрешили кум с кумой);

Обстоятельства "ухода церкви": в какой день, с народом или пустая и пр.

Как проявляется сейчас чудесная природа этого места:

- на Пасху (др. праздники) слышен из под земли колокольный звон;

- кому-то на этом месте являлась церковь, святые старцы;

- по праздникам горит свеча, появляется икона и пр.;

- место "провалища" осознается как нечистое: местные жители видели здесь чертей, здесь привиждается и пр.

Почиталось ли "провалище" в народе: ходили слушать колокольный звон по праздникам; использовали песок для исцелений, совершали обрядовые действия.

Какие сакральные объекты остались после ухода церкви (чаще всего почитаемое дерево, источник, крест).

Выяснить связь провалища (в том числе топографическую) с курганами, камнями, другими сакральными объектами.

Нет ли рассказав о том, как некий герой вытащил провалившуюся церковь (часто мальчик за колокольную веревку); записать мотивировки.

 

3.2 Клады

 

Записать местные предания о кладах, тщательно фиксировать их предполагаемое местонахождение, выяснять их связь с другими сакральными объектами (курганами, провалищами, культовыми камнями, крестами и пр.). кто положил клад: Литва, разбойники, барин, паны, др. мифологические персонажи. Записать рассказы о поисках кладов, что находили. Является ли клад "заветным", как взять клад; не снился ли кому-нибудь клад. Появляются ли на этом месте облики клада: лошадь, курица, человек, гроб, поросенок, бочка и пр.

 

3.3 "Страшные", "выморочные" места

 

Есть ли в окрестностях места, о которых рассказывают, что там "чудится", "привиждается". Четко локализовать место по топографическому плану. Обычно болота, мосты, ручьи, перекрестки, могилы "заложных покойников" и пр.

В каких случаях проявляется нечистая природа места, нет ли временной привязки (праздники). Выяснить названия этих мест, их отнесенность (по описанию местных жителей) к населенным пунктам и другим сакральным объектам (чаще всего на полпути между деревнями).

 

3.4 Церковь

 

Когда построена местная церковь, кем, причины выбора места. Нет ли рассказов о переходе церкви с места на место. Престолы церкви: особое внимание обратить на именные престолы (Илья, Пятница, Никола, Власий и др.). Как распределялись престольные праздники по окрестным деревням. Записать народные представления о святых, которым посвящена церковь. Были ли в церкви почитаемые иконы, другие священные предметы; предания о колоколах. Как использовались колокола в магической практике.

 

3.5 Места, связанные с культом предков

 

Выяснить местонахождение всех существовавших в деревне кладбищ; на каких кладбищах хоронят в настоящее время, на каких хоронили раньше. Насколько сохранилась память о старинных кладбищах; проявляется ли сейчас природа этого места: в названиях, рассказах о "привиждениях", рассказах о находках ритуальных предметов и др. Как воспринимаются места погребения "заложных покойников" (самоубийц, утопленников).

 

3.6 Монастыри и скиты

 

Кем и когда основаны, что известно про насельников, какова была их репутация в народе. Какова историческая судьба монастыря. Не ходили ли местные жители к обитателям монастыря или скита, с какой целью; были ли там "местночтимые" святые, юродивые.

 

 

Общие рекомендации

 

Каждый названный сакральный объект должен быть по возможности точно локализован и нанесён на топографический план. Причем при записи сведений о тех или иных объектах крайне желательно предлагать информанту изобразить план местности (на чистом листе бумаги!) и нанести на него названные объекты.

Словесный комментарий, сопровождающий рисование карты, обязательно полностью записывать на диктофон. Просить информанта оценивать расстояния между объектами, в том числе и относительные (к чему ближе, на полпути и т.п.). Расспрашивать о ранее существовавших и ныне существующих объектах, по возможности проследить "судьбу" каждого объекта, фиксировать мотивировки его появления, перемещений, исчезновения.

Возможно подробнее фиксировать все обряды, связанные с сакральными объектами, выяснять круг их участников и их статусы в деревне, время совершения обряда и т. д.